За честную игру

За честную игру

Проверки, требования и штрафы — с этими словами у бизнеса ассоциируются контролирующие их госструктуры. Но за последнее время многое изменилось.

Елизавета Белоусова.

Это отмечают, в частности, в Управлении Роспотребнадзора по Кировской области — там готовы дать предпринимателям любые консультации. Об этом в интервью «Бизнес Новостям» рассказала глава ведомства Елизавета Белоусова.

Фальсификат — то же мошенничество

Недавно вы опубликовали результаты проверок предприятий мясного производства за июль-сентябрь этого года. Всего было забраковано 52 партии продукции. Насколько серъезны, по–вашему, нарушения кировских предприятий, работающих в этой сфере?

– В III квартале 2017 года проведены проверки на 55 объектах, осуществляющих как производство, так и реализацию мяса и мясопродукции. Основные нарушения в точках розничной торговли и общественного питания связаны с несоблюдением условий и сроков хранения готовой продукции, отсутствием маркировочных ярлыков, документов, подтверждающих их качество и безопасность. На предприятиях, где производят мясопродукцию, есть случаи неудовлетворительного санитарно-технического состояния помещений, нарушения содержания территорий объектов, нарушения правил личной гигиены сотрудниками и другие. По итогам проверок изъято из оборота и утилизировано собственниками около 700 кг некачественных мясопродуктов. Много это или мало? Для сравнения: по результатам проверок, проведённых в 2016 году, всего изъято из оборота более 18 тонн некачественной пищевой продукции, в том числе 146 кг мяса и мясопродуктов.

По каким видам продукции чаще всего обнаруживаете фальсификат? Его количество увеличилось в последнее время?

— Фальсифицируется чаще всего молочная продукция. Так, с 1 января по 20 октября 2017 года из 320 исследованных проб молочной продукции выявлены признаки фальсификации жирами немолочного происхождения в 14 пробах (масло сливочное, сыр). Более чем в половине случаев фальсифицированная молочная продукция, к сожалению, была выявлена в учреждениях бюджетной сферы Кирова и области. Это связано с тем, что они закупают продукцию по 44-ому федеральному закону о госзакупках. При участии в торгах выигрывает тот, кто предложит цену ниже. А как правило, не может быть дешево и качественно одновременно. В большинстве случаев выявленная молочная продукция с признаками фальсификации произведена на предприятиях, расположенных в других регионах России: в Московской, Ульяновской, Нижегородской областях, например, Татарстане и других. В Кировской области, в основном, есть жалобы не на производителей, а на тех, кто фасует продукцию, приобретаемую в других регионах. При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество выявленной пищевой продукции с признаками фальсификации уменьшилось практически в три раза.

Недавно Совет Федерации предложил ввести уголовную ответственность за фальсификацию продуктов питания. Подобный законопроект предлагал и Роспотребнадзор. Вы согласны с тем, что это необходимо? Каким должно быть наказание для нарушителей?

— Да, я считаю, что принимаемые меры по предупреждению выпуска фальсифицированной пищевой продукции будут более эффективными в случае внесения изменений в Уголовный кодекс. Думаю, что нарушителям должен предъявляться штраф, а за повторное нарушение может следовать и уголовное наказание. Фальсификацию продуктов я бы расценила как мошенничество: человек, который принимает решение производить такое, наживается на потребителях.

Насколько часто сегодня состав продукта, расписанный на упаковке, не соответствует тому, что внутри?

— В какой-то степени маркировки стали лучше. Предприниматели привыкли к надзору и стали лучше следить за качеством продукции. Кроме того, я бы рекомендовала покупать продукты питания в крупных торговых сетях — они ответственнее относятся к своим товарам.

Жесткая конкуренция

Бизнес не перестают жаловаться на проверки. Так, недавно один из наших читателей открыл торговую точку и к нему тут же пришел Роспотребнадзор с проверкой. Другие начинающие предприниматели говорят, что у них «каникулы» и никого не ждут — они уверены, что у них не будет проверок три года. Как происходит на самом деле?

— Управлением уже несколько лет подряд реализуется риск-ориентированный подход в планировании мероприятий по контролю. В план работы включаются только те объекты и субъекты надзора, которые имеют высокий, очень высокий и средний риск. «Торговые точки» (если имеется ввиду торговый павильон) относятся к низкой категории риска и включение их в план работы в настоящее время исключено. Действуют и надзорные каникулы. Единственным основанием для проверки объекта торговли в настоящее время является исполнение приказов руководителя федеральной службы Роспотребнадзора, изданных во исполнение поручений президента или правительства России. Также поступление жалобы может служить основанием для проведения проверки, если есть факт причинения вреда здоровью со стороны торговой точки.

Российское министерство экономики отмечает, что с 2013 года количество региональных проверок бизнеса выросло с 21 до 37%. Специалисты ведомства говорят, что растет число внеплановых проверок и предпроверочных мероприятий. Это действительно так? Почему?

— Это не так. Использование риск-ориентированных подходов позволило снизить административную нагрузку на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением эффективности контрольно-надзорных мероприятий. За 9 месяцев 2017 года количество проверок в сравнении с аналогичным периодом 2016-го уменьшилось на 16%. Субъекты малого бизнеса в структуре плановых проверок отсутствовали в связи с надзорными каникулами. Только в III квартале 2017 года выдано 42 предостережения по фактам, содержащимся в жалобах граждан: они не создают угрозу жизни и здоровью населения, однако приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, за которые поднадзорный субъект не привлекался к административной ответственности. Почти 52% внеплановых проверок назначены по приказам руководителя Роспотребнадзора. В результате целенаправленной работы продолжилось снижение числа административных расследований — на 25% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года.

Также надо заметить, что у нас очень жесткая конкуренция — предприниматели часто жалуются друг на друга. Причем это делается якобы от частных лиц, но мы понимаем, как все происходит на самом деле. Это неправильно — бизнес надо вести честно. И в борьбе должен победить тот, кто оказывает более качественные услуги.

Недавно у Вас прошел «День открытых дверей для предпринимателей». Какими вопросами интересовался бизнес?

— Мы проводим такие слушания раз в квартал. И приглашаем туда тех, кого проверяли, кому вынесли штрафы, тех, кого, может быть, даже закрыли. Эти предприниматели должны прослушать, как должно быть. Были вопросы, например, о том, почему мы закрываем предприятие общепита, если жильцы жалуются на шум. Мы все объяснили и показали на слайдах: нельзя устанавливать вентиляцию прямо под окнами (она должна быть на крыше). Конечно, в идеальном случае лучше открываться в отдельно стоящем здании, но мы понимаем, что таких помещений в нашем городе мало. Были проведены лекции, живая беседа, а также анкетирование, в ходе которого бизнес обозначил направления, которые мы планируем обсудить при нашей следующей встрече: о реализации риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности и нормативно-правовом регулировании алкогольного рынка.

Послаблений быть не может

Многие начинающие предприниматели, кстати, рассказывают нам о том, что соответствовать всем требованиям законов крайне сложно, а порой — невозможно. Что вы можете им посоветовать?

— Требования санитарных норм изложены в очень маленькой брошюрке — их не сложно прочитать. На вопрос о том, как их применить к определенному виду бизнеса, может ответить конкретный специалист из нашего ведомства. Кроме того, к нам можно прийти не только за консультацией — можно получить и экспертное заключение. Также это можно сделать в любой другой организации, аккредитованной на данный вид деятельности. И при каждой проверке предприниматель имеет право показывать его как доказательство того, что он следует всем правилам. Послаблений быть не может. Могут быть разные варианты исполнения правил — если у торговой точки нет возможности загрузки со двора, например, можно грузиться с магистрали. Это только один случай. Наши специалисты могут дать консультацию по любому проблемному вопросу.

Вы постоянно отчитывайтесь о том, сколько жалоб от потребителей к вам поступает – за первое полугодие 2107 года их насчиталось 2000. Это много или мало? На что жалуются люди? Какие меры в основном приходится принимать вашим специалистам в качестве реакции на жалобы?

— Всего в управление за первое полугодие 2017 года поступило 2999 обращений от граждан. Для сравнения — за аналогичный период прошлого года их было 3389. Обращения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения составили 38,1% (в 2016 году — 42,2%), обращения по поводу нарушений прав потребителей — 61,9% (в 2016 году — 57,8%). В структуре обращений наибольший удельный вес составляют жалобы на условия проживания в жилых помещениях, на качество пищевых продуктов и продовольственного сырья, на качество атмосферного воздуха и воздуха жилых помещений. По письменным обращениям граждан проведено 18 внеплановых проверок и 6 административных расследований.

За прошлый год в нашем регионе снизилось потребление алкоголя на душу населения. По вашему, это связано с антиалкогольной политикой властей? А стали ли люди действительно меньше пить?

— Действительно, по данным Кировстата, показатель продажи абсолютного алкоголя на душу населения снизился с 8,8 л. в 2015 году до 8,6 л. в 2016 году, Тем не менее, показатель продажи абсолютного алкоголя на душу населения продолжает превышать средний по России (в 2016 г. – 6,6 л.).

В 2017 году сотрудниками управления проверена деятельность 220 предприятий розничной торговли и общественного питания, осуществляющих, в том числе оборот алкогольной продукции. Всего в ходе проверок отобрана и исследована 251 проба алкогольных напитков и пива — все они соответствовали установленным требованиям.

Но по экспертным оценкам, среднедушевое потребление алкоголя в России составляет более 10 литров на человека (2009 год – 15 литров). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), если потребление чистого алкоголя на душу населения превышает 8 литров в год, это уже отрицательно сказывается на здоровье населения. Поэтому меры, предусмотренные государственной политикой по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения должны быть продолжены.

Елена Окатьева

lena.okatieva@yandex.ru

Досье

Белоусова Елизавета Аркадьевна, руководитель Управления Роспотребнадзора по Кировской области, главный государственный санитарный врач по Кировской области.

Дата и место рождения: 24 апреля 1962 года, г. Омутнинск, Кировская область.

Образование: Пермкий государственный медицинский университет. Карьера: с 1985 по 1995 — Халтуринский центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора — санитарный врач, врач-бактериолог; с 1995 по 2005 — областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора — заведующая бактериологической лабораторией, заведующая отделением гигены и питания; с 2005 года — Управления Роспотребнадзора по Кировской области — заместитель руководителя; с 2010 года — руководитель Управления Роспотребнадзора по Кировской области, главный государственный санитарный врач по Кировской области.

Увлечения: садово-огородные.

Любимая литература: классические детективы.

Любимая музыка: музыка 80-х.

Любимая кухня: русская.

Девиз: «Не боги горшки обжигают».

От автора:

Елизавета Аркадьевна интересовалась, какие жалобы и претензии высказывают предприниматели в разговоре с редакцией «Бизнес Новостей». Спокойно и аргументированно комментировала эти, порой очень частные вопросы. И приглашала бизнес в ведомство — специалисты дадут консультации. Сама беседа оказалась очень живой, хоть и снабженной цифрами (впрочем, без них в госслужбе, как и в бизнесе, — никуда).

2024 © "ФинЭксперт — аналитика и новости". Все права защищены | SM.